Компания
Справедливое налогообложение как эффективный механизм противодействия уклонению от уплаты налогов. Поручение Токаева на встрече с бизнесом
15.09.2023
В Акорде состоялась встреча Главы государства Касым-Жомарта Токаева с представителями отечественного бизнеса 12 сентября 2023 года.Главный вызов сегодня – обеспечение полного взаимодействия бизнеса и госаппарата. Нужно разорвать этот порочный круг, считает Токаев.
Токаев на встрече с бизнесом затронул темы:
- оптимизации отчетности;
- сокрытия доходов микро- и малым бизнесом;
- меры поддержки бизнеса;
- развития среднего предпринимательства (переход из малого в средний бизнес).
Оптимизация отчетности
"Конечно же, в вопросе выстраивания доверительных отношений государству нужно сделать первый шаг навстречу. Необходимо не на словах, а на деле следовать принципу «презумпции невиновности» бизнеса. Внедрять его на всех уровнях – от сельского акимата до республиканских структур. Большое значение при этом имеет упрощение администрирования, повышение его прозрачности за счет цифровизации, а также сокращение прямого взаимодействия между чиновником и предпринимателем. Нужно шире применять уведомительный порядок разрешений, оптимизировать отчетность. Поэтому предстоит перенастроить и законодательство, и служебные процессы в госорганах", - отметил Токаев в ходе своего выступления.
Представляя приоритетные задачи, Токаев подчеркнул, что необходимо обеспечить справедливое налогообложение, стимулирующее экономику.
Бизнес продолжает жаловаться на сложность и нестабильность налогового законодательства. По мнению президента, это снижает уверенность инвесторов, иногда создает для бизнеса проблемы «на ровном месте». Фискальные органы массово вовлекают предпринимателей в судебные тяжбы. В частности, это касается исков о признании сделок недействительными.
Нагрузка на суды значительно выросла – фактически на них возложили функцию по проверке правильности исчисления налогов. Токаев считает это недопустимым, требуются меры для исправления данной ситуации.
Правительству следует предусмотреть в новом Налоговом кодексе эффективный механизм противодействия уклонению от уплаты налогов, а также прописать четкие критерии определения «бестоварности» операций.
"Повторюсь: чем проще законодательство, тем меньше возможностей его неверно истолковать. Поэтому нужно кардинально упростить процедуры, искоренить двоякость формулировок. Необходимо, чтобы все спорные случаи неукоснительно трактовались в пользу налогоплательщика", - отметил Токаев.
Сокрытие доходов микро- и малым бизнесом и противодействие уклонению от уплаты налогов
Также Президент затронул тему сокрытия доходов микро- и малым бизнесом.В нашей стране четыре миллиона человек из общего количества занятого населения не платят налоги со своих доходов. Микро- и малый бизнес даже при упрощенном налогообложении скрывает и занижает свои обороты. Почти 70% субъектов бизнеса по упрощенной декларации показывают доход меньше пяти миллионов тенге и уплачивают всего 6% от поступлений в рамках данного режима. Поэтому одной из основных целей новой налоговой политики должно стать увеличение количества активных налогоплательщиков через упрощение налоговых процедур, эффективное взаимодействие с населением и бизнесом.
По мнению Президента РК, платить налоги должно быть выгоднее и проще, чем уклоняться от них и рисковать, договариваясь с контролирующими органами на местах. Работу по изменению налогового законодательства затягивать ни в коем случае нельзя.
Меры поддержки бизнеса
Токаев поручил обеспечить качественную перезагрузку механизмов мер поддержки:
"В Послании мною было поручено внести изменения в законодательство, стимулирующие укрупнение субъектов малого предпринимательства. Это должны быть и налоговые меры, и определенный иммунитет от проверок со стороны проверяющих органов, и доступ к специализированным инструментам поддержки и госзаказам".
По поручению Токаева следует проработать предоставление особых мер государственной финансовой поддержки, а также льготный доступ к государственным тендерам для бизнеса, который работает в стандартном налоговом режиме.
В ряде случаев целью создания бизнеса становится возможность получить государственную поддержку, а не сама предпринимательская деятельность. В результате экономическая отдача от мер господдержки несоразмерна объему затраченных бюджетных ресурсов. За 2015-2021 годы объем государственной поддержки бизнеса (7 триллионов тенге) превысил сумму налоговых поступлений от поддержанных компаний (4,5 триллиона тенге) в полтора раза. И подобная практика повторяется из года в год. Предыдущие попытки изменить подходы к стимулированию бизнеса не увенчались успехом.
При этом Токаев считает, что оценивать эффективность мер поддержки нужно исходя из увеличения уплаченных налогов, создания новых качественных рабочих мест и повышения внутристрановой ценности продукции, развития экспортного потенциала. Чтобы автоматизировать предоставление государственной поддержки и обеспечить достоверность оценки ее эффективности, Правительству необходимо активно внедрять цифровые технологии, автоматизировать процессы принятия решений.
Переход из малого в средний бизнес
Развитие среднего предпринимательстваЭто основа устойчивой и диверсифицированной, активно развивающейся экономики. Но здесь у нас накопились системные проблемы, требующие срочного решения. По большому счету, в Казахстане наилучшие условия созданы для малого и крупного бизнеса. Крупный бизнес устойчиво развивается и имеет большие прибыли. Для него важно, чтобы государственная политика обеспечивала стабильность существующих правил, исключала возможность фаворитизма и неконкурентных практик. Активную работу в этом направлении мы продолжим. Малое предпринимательство, в свою очередь, играет критически важную роль в обеспечении занятости и повышении доходов населения. При этом для них налоги минимальны, практически отсутствуют проверки, имеются инструменты поддержки, создана продвинутая комфортная цифровая среда, постоянно снижаются административные барьеры. У нас отсутствуют стимулы для его перехода в наиболее важный средний сегмент бизнеса. При этом именно средний бизнес имеет возможности и серьезную мотивацию для своего развития на внешних рынках, создания новых конкурентных продуктов и их продвижения, в том числе на экспорт.
Президент поручил Правительству и НПП «Атамекен» дать предложения и приступить к практическим действиям по вопросу проработки стимулов для перехода в наиболее важный - средний сегмент бизнеса.