window.dataLayer = window.dataLayer || []; function gtag(){dataLayer.push(arguments);} gtag('js', new Date()); gtag('config', 'AW-872788154'); gtag('config', 'UA-77917140-4'); gtag('event', 'page_view', { 'send_to': 'AW-872788154', 'user_id': 'replace with value' 'items': [{ 'id': 'replace with value', 'google_business_vertical': 'retail' }] });

Orient Solutions

8 (7172) 57-37-37 


Компания

Почему Казахстан переходит на ККМ онлайн (ККМ с ФПД)

13.11.2018

Фискальные данные являются основным источником сведений по обороту наличных денежных средств в государстве. От их достоверности зависит то, насколько государство контролирует внутрен­нюю экономику страны. При этом фальсификация и сокрытие фискальных данных является основ­ным инструментом функционирования теневой экономики. Соответственно противодействие теневой экономике должно обеспечивать информационную безопасность фискальных данных. К тому же в последние десятилетия во многих странах участились случаи, когда махинации с фискальными дан­ными проводятся с целью легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, и финансирования терроризма. Одним из ключевых средств противодействия этим угрозам является организация передачи фискальных данных в режиме «онлайн» от продавца в налоговые органы. Этому способствует рост технической оснащённости предпринимателей средствами фискального контроля, а также широкий охват сетью телекоммуникаций.

Источником фискальных данных является процесс расчёта между покупателем и продавцом на рабочем месте кассира. В данном процессе при помощи ККМ происхо­дит регистрация продажи товара и расчет оплаты за него. Данные о продаже заносятся в фискаль­ную память ККМ, а покупателю выдаётся фискальный контрольно-кассовый чек. Для реализации системы передачи фискальных данных «онлайн», до того как распечатать контрольно-кассовый чек, сведения из фискальной памяти ККМ будут передаваться ОФД для их реги­страции в информационной системе и присвоения уникального кода, который будет распечатан на контрольно-кассовом чеке продавца для его фискализации. Присвоение уникальных кодов всем чекам, выданным покупателю, позволит отследить оборот по каждой торговой точке предпринимателя.


Покупатели также не будут лишены возможности воспользоваться онлайн-сервисами ОФД, они через мобильный веб-интерфейс смогут проверить подлинность чека, запросить дубликат в случае утери оригинала фискального контрольно-кассового чека, получить выписку по расходам для предоставления вычетов при всеобщем декларирование доходов, а также участвовать в проводимых налоговыми органами лотереях. В целом, создавая мобильные веб-интер­фейсы для каждой категории пользователей, ОФД может их объединить на едином сервисном портале для быстрого и удобного доступа с любого компьютера, смартфона или планшета.

Централизованным получателем и аккумулятором всех информационных потоков на данной схеме выступает ОФД. Его информационная система осуществляет в автомати­ческом режиме получение фискальных данных от предпринимателей, их регистрацию и после­дующее хранение в неизменном виде. Для налоговых органов ОФД предо­ставляет авторизованный доступ через мобильный веб-интерфейс к получению фискальных отчётов по каждому предпринимателю в разрезе торговых точек и установленной в каждой из них ККМ. Это позволяет налоговым и другим государственным органам оперативно осуществлять мониторинг обо­рота по наличным денежным расчетам и расчётам с использованием платёжных карт. Из действий ОФД исключаются любые действия, направленные на изменение, обезличи­вание, удаление и уничтожение информации о наличных денежных расчётах и расчётах с использо­ванием платёжных карт.


Для реализации представленной системы и обеспечения бесперебойности её функционирования ОФД необходимо создать онлайн-шлюз для подключения к нему всего парка ККМ, при этом обеспечив качественную сервисную поддержку предпринимателей и техническое обслуживание по каждой ККМ. Задача службы сервисной поддержки помочь предпринимателям, объяснить и показать, как максимально просто работать с новой системой, исключив технические проблемы с регистрацией и отправкой данных на сервер ОФД. В рамках сервисной поддержки должна осуществляться удалённая регистрация ККМ, автоматическое опове­щение о неисправности ККМ, вызов специалистов службы сервисной поддержки для решения вопро­сов, связанных с техническим обслуживанием. Для начала работы с ККМ предпринимателю не надо будет посещать налоговые органы, ему достаточно будет по сети получить уникальный код, фискали­зирующий ККМ. Также для минимизации финансовой нагрузки на предпринимателей при разработке серверной части шлюза ОФД должен учитывать возможность подключения к нему, как новых типов ККМ, так и уже действующих на территории Казахстана, через программный клиент или аппаратный модем.


Отличительной особенностью представленной системы является возможность функционирования в ситуациях, когда передача фискальных данных в режиме онлайн не представляется возможной. В случае, если произошёл обрыв связи между ККМ и ОФД, предприни­матель продолжает работу с покупателем и выдаёт ему фискальный чек ККМ. Но при этом выданный чек не содержит уникального кода регистрации фискальных данных, полученный от ОФД, а только уникальный код самого чека в фискальной памяти ККМ. После того как связь будет восстановлена, не переданные чеки за текущую смену будут отправлены на сервер ОФД, и им будут присвоены уникальные коды регистрации фискальных данных, которые можно будет проверить через веб-интерфейс, введя код с не отправ­ленного, но распечатанного до этого чека. В случае, если через 24 часа с ККМ так и не будет восста­новлена связь, сервер ОФД отправляет запрос в службу сервисной под­держки для проведения технического обслуживания и восстановления работоспособности ККМ. В случае, если и через 72 часа фискальные данные с ККМ так и не были получены, ОФД обязан будет известить об этом налоговые органы.

Преимущества и отличительные особенности представленной архитектуры:

  • снижение нагрузки на бизнес, так как нет необходимости личного присутствия предприни­мателя, все действия можно совершить через единый сервисный портал ОФД;
  • уменьшение затрат по переходу предпринимателей на применение нового типа ККМ, тем у кого уже есть ККМ, позволяющие подключить программный клиент или аппаратный модем, нет необходимости приобретать новое оборудование;
  • обеспечение уникальности каждого чека за счёт применения системы двойной кодификации контрольно-кассовых чеков на клиенте ККМ и на сервере ОФД,
  • лёгкость проверки валидности каждого чека на мобильном веб-портале,
  • оперативность доступа налоговых органов к фискальным данным,
  • возможность построения системы управления рисками на основе показателей базы фискаль­ных данных, аккумулируемых ОФД,
  • постоянная актуальность данных, зарегистрированных в информационной системе ОФД ККМ, их местонахождения и интенсивности использования,
  • надёжность функционирования системы в целом, за счёт привлечения к техническому обслу­живанию ККМ специализированной службы сервисной поддержки ОФД.

В то же время из сильных сторон представленной архитектуры проистекают и основные трудности её реализации, а также практические подходы к их преодолению.

Возможные трудности и пути их преодоления:

  • Доступность сервисов ОФД в режиме «24/7» накладывает доста­точно жёсткие требования к производительности аппаратной части серверов ОФД, при их реализации для снижения нагрузки и гибкого доступа к ресурсам следует использовать возможности виртуализации отдельных элементов инфраструктуры.
  • Открытость передаваемых данных усиливает риск киберугроз, для противодействия им сле­дует применять полный спектр мер по обеспечению информационной безопасности, в частно­сти, использование защищённых каналов связи и подписание каждого сообщения, передавае­мого в системе, электронно-цифровой подписью.
  • Ориентированность, в первую очередь, на подключение имеющегося парка ККМ может создать трудности при внедрении новых типов ККМ, для чего ОФД следует на этапе проектирования архитектуры шлюза подключения ККМ учитывать универсальность реализации протоколов передачи фискальных данных и публичность технической докумен­тации по ним.
  • Постоянно растущий объём хранимой ОФД информации ведёт к увеличению затрат на ее хранение в долгосрочной перспективе (фискальные данные должны храниться не менее 5 лет), а это в свою очередь повышает требования к ОФД в части обеспечения надёжности хранения и резервного копирования баз данных его информационной системы. Одним из решений данной проблемы, для обеспечения непре­рывной деятельности ОФД, может быть кластеризация и разнесение по отдельным дата центрам общей базы фискальных данных.

ДГД по г. Алматы по материалам «Казахстанской Ассоциации Содействия Обработке Фискальных Данных "Салық Innovation"».