Orient Solutions

8 (7172) 57-37-37 


Компания

Об основных положениях нового Налогового кодекса

19.01.2018

С 1 января 2018 года вступил в силу новый Налоговый кодекс, который предусматривает изменение идеологии и направлен на защиту интересов добросовестного налогоплательщика, а также предусматривает стимулирование для различных секторов экономики и упрощение администрирования и будет мотивировать самостоятельную уплату налогов.

Основные нововведения в новом Налоговом кодексе следующие:

Специальный налоговый режим (СНР):
 Для развития малого и среднего бизнеса дополнительно введен новый альтернативный режим на основе фиксированного вычета на добровольной основе. Предельный доход в год - 12 260-кратный минимальный размер заработной платы (346 761 840 тенге), количество наемных работников - не превышает 50 человек. Налогоплательщик, применяющий такой режим вправе при определении налогооблагаемого дохода включить в сумму расходов, относимых на вычеты, сумму фиксированного вычета в размере не более 30 процентов от суммы дохода, определенного с учетом предусмотренных Налоговым кодексом корректировок. При этом общая сумма расходов, относимых на вычеты, включая фиксированный вычет, не должна превышать 70 процентов от суммы дохода с учетом предусмотренных корректировок. Кроме того, снижена ставка стоимости патента - с двух процентов до одного к объекту налогообложения, а также, из стоимости патента исключен социальный налог. При этом, при осуществлении деятельности в сфере торговли применяется ставка в размере 2 процента, за исключением доходов, получаемых путем безналичных расчетов, которые облагаются по ставке 1 процент. Пересмотрены пределы СНР на основе упрощенной декларации по численности (30 человек) и предельному доходу (2044-кратный МЗП) без разделения на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Взамен 70 процентов льготы по НДС предусмотрена корректировка зачета по НДС для производителей сельхозпродукции и сельскохозяйственных кооперативов.
По социальному налогу:
 С 1 января 2018 года до 1 января 2025 года ставка социального налога снижена с 11% до 9,5%. Индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, исчисляют социальный налог в 2-кратном размере МРП за себя и 1-кратном размере МРП за каждого работника, при этом, данное положение не распространяется также на лиц, которые не получали в отчетном налоговом периоде доход. Кроме того, с 2018 года налогоплательщики, применяющие СНР на основе патента и для крестьянских или фермерских хозяйств, а также специализированные организации, в которых работают инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, по потере слуха, речи, зрения, не будут являться плательщиками социального налога.
По налогу на добавленную стоимость (НДС):
 С 2018 года при совершении оборота по реализации товаров, работ, услуг обязаны выписать счет-фактуру плательщики налога на добавленную стоимость; налогоплательщики в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Казахстан, принятыми в целях реализации международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан; комиссионер, не являющийся плательщиком НДС;  экспедитор, не являющийся плательщиком НДС, а с 2019 года и налогоплательщики в случае реализации импортированных товаров. Кроме того, с 2018 года счет-фактуру в электронной форме обязаны выписывать налогоплательщики в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Казахстан, принятыми в целях реализации международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан; налогоплательщики, подлежащие налоговому мониторингу; налогоплательщики, являющиеся в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан уполномоченным экономическим оператором, таможенным представителем, таможенным перевозчиком, владельцем складов временного хранения, владельцем таможенных складов; налогоплательщики, осуществляющие международные перевозки грузов, а с 2019 года – все налогоплательщики, за исключением случаев отсутствия по месту нахождения налогоплательщика в границах административно-территориальных единиц Республики Казахстан сети телекоммуникаций общего пользования или возникновения в информационной системе электронных счетов-фактур технических ошибок, подтвержденных уполномоченным органом.
По налогу на транспортные средства:
 С 2018 года основанием для освобождения от уплаты налога на период розыска транспортного средства, числящегося угнанным и (или) похищенным у владельцев, являются сведения, подтверждающие факт (дату) возбуждения уголовного дела об угоне (похищении) транспортного средства, предоставляемые в налоговые органы уполномоченным государственным органом в сфере регистрации транспортных средств. При этом исчисление (начисление) такого налога прекращается с даты возбуждения уголовного дела об угоне (похищении) транспортного средства. Исчисление (начисление) налога возобновляется с даты прекращения уголовного дела об угоне (похищении) транспортного средства и его возврате на основании сведений, представленных в налоговые органы уполномоченным государственным органом в сфере регистрации транспортных средств.
По налогообложению недропользователей:
 Введен новый альтернативный налог на недропользование, который вправе применить взамен платежа по возмещению исторических затрат, налога на добычу полезных ископаемых и налога на сверхприбыль юридические лица-недропользователи, заключившие в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании: 1) контракт на добычу и (или) на совмещенную разведку и добычу углеводородов на континентальном шельфе Республики Казахстан; 2) контракт на добычу и (или) разведку и добычу углеводородов по месторождениям с глубиной верхней точки залежей углеводородов, указанной в горном отводе или в контракте на добычу или разведку и добычу углеводородов при отсутствии горного отвода, не выше 4500 метров и нижней точки залежей углеводородов, указанной в горном отводе или в контракте на добычу или разведку и добычу углеводородов при отсутствии горного отвода, 5000 метров и ниже. Взыскание налоговой задолженности налогоплательщика-физического лица: В случаях неуплаты или неполной уплаты физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, налоговой задолженности в размере более 1-кратного МРП, по истечении тридцати рабочих дней со дня вручения уведомления о налоговой задолженности физических лиц налоговый орган выносит налоговый приказ о взыскании задолженности физического лица и не позднее пяти рабочих дней со дня его вынесения направляет физическому лицу. При непогашении физическим лицом налоговой задолженности налоговый орган не позднее пяти рабочих дней со дня вручения налогового приказа физическому лицу направляет такой налоговый приказ в органы исполнительного производства для принудительного исполнения в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей. Налоговый приказ отменяется вынесшим его налоговым органом не позднее одного рабочего дня со дня погашения физическим лицом налоговой задолженности.
 Ранее, взыскание налоговой задолженности физического лица проводилось путем обращения налогового органа в суд с заявлением о вынесении судебного приказа или иском о взыскании сумм налоговой задолженности за счет имущества такого налогоплательщика.
По применению контрольно-кассовых машин (ККМ):
  С 2018 года постановке на учет в налоговых органах по месту использования подлежат технически исправные ККМ с функцией фиксации и (или) передачи данных, модели которых включены в государственный реестр, а в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования подлежат постановке на учет в налоговых органах ККМ без функции передачи данных. При этом, положение по обязательному применению ККМ не распространяется на денежные расчеты: 1) физических лиц; 2) адвокатов и медиаторов; 3) индивидуальных предпринимателей (кроме реализующих подакцизные товары), осуществляющих деятельность: на основе патента (до 2020 г.); в рамках СНР для субъектов малого бизнеса через нестационарные торговые объекты на территории открытых торговых рынков (до 2019г.); в рамках СНР на основе уплаты единого земельного налога по деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим (до 2020 года); 4) в части оказания услуг населению по перевозкам в общественном городском транспорте; 5) Национального Банка Республики Казахстан; 6) банков второго уровня.
По прочим вопросам:
 1. С 2018 года исполнение налогового обязательства лиц, занимающихся частной практикой (адвокаты, нотариусы, частные судебные исполнители, медиаторы), прекращающих деятельность, предусмотрено на основании проведения камерального контроля. Ранее исполнение налогового обязательства таких лиц при прекращении деятельности проводилось только с проведением документальной налоговой проверки.
 2. Юридическое лицо, не являющееся банком второго уровня, имеющее лицензию на осуществление деятельности по организации обменных операций с наличной иностранной валютой и приложение (приложения) к ней, в котором (которых) указывается обменный пункт (обменные пункты) уполномоченной организации с 2018 года является плательщиками фиксированного налога, а также полежит постановке на регистрационный учет в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности.
3. С 2018 года введена норма об особенностях прекращения деятельности налогоплательщиков в принудительном порядке, где под такие нормы подпадают налогоплательщики, не представлявшие налоговую отчетность; не совершавшие экспортно-импортные операции; не состоявшие на учете НДС; не приостановившие представление налоговой отчетности; не имеющие на праве собственности объекты обложения налогами на имущество, транспортные средства, земельным налогом, единым земельным налогом, за исключением объектов обложения указанными налогами с физических лиц; не имеющие задолженность по социальным платежам; не имеющие налоговую задолженность по налогам и платежам в бюджет, таможенным платежам и налогам в размере более 6-кратного МРП и т.д. При этом, налоговые органы ежегодно: не позднее 1 марта формируют первоначальный перечень таких субъектов, 2) не позднее 1 апреля размещают такой перечень в средствах массовой информации; не позднее 1 мая направляют запросы в уполномоченные органы и т.д.; до 1 июня принимают заявления кредиторов или иных лиц; не позднее 1 июля формируют окончательный перечень субъектов и не позднее 1 сентября направляют в суд исковые заявления для принудительной ликвидации.
4. С 2018 года введена новая форма уведомления о начисленной сумме платы за эмиссии в окружающую среду на основании сведений уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, которое направляется налогоплательщику не позднее десяти рабочих дней со дня получения сведений, указанных в пункте 3 статьи 573 Налогового кодекса.
5. С 2018 года, налогоплательщики, осуществляющие деятельность по хранению и реализации алкогольной продукции, за исключением деятельности по хранению и реализации алкогольной продукции на территории ее производства, а также игорным бизнесом ежегодно уплачивают по месту своего нахождения суммы платы за пользование лицензией на занятие отдельными видами деятельности (ранее – лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности) равными долями не позднее 25 марта, 25 июня, 25 сентября и 25 декабря текущего года (ранее – ежегодно до 20 июля, по игорному бизнесу – до 20 января), кроме того, при получении лицензии обязательство по уплате платы возникает начиная с календарного года, следующего за годом получения лицензии (ранее – уплачивалось до подачи соответствующих документов).
6. Определено понятие «электронная торговля товарами - предпринимательская деятельность по реализации товаров физическим лицам, осуществляемая посредством информационных технологий через интернет-магазин и (или) интернет-площадку при одновременном соблюдении следующих условий: оформление сделок по реализации товаров осуществляется в электронной форме; оплата за товары производится безналичным платежом; наличие собственной службы доставки товаров покупателю (получателю), либо наличие договоров с лицами, осуществляющими услуги по перевозке грузов, курьерскую и (или) почтовую деятельность. Кроме того, лица, осуществляющие электронную торговлю товарами и применяющие нормы налогового законодательства Республики Казахстан в части уменьшения исчисленной суммы корпоративного подоходного налога, уменьшения облагаемой суммы дохода индивидуального предпринимателя на облагаемый доход индивидуального предпринимателя, уменьшения облагаемого дохода физического лица на налогооблагаемый доход индивидуального предпринимателя, обязаны предоставлять информацию по такой деятельности в налоговый орган по месту нахождения в порядке, сроки и по форме, которые утверждены уполномоченным органом. Лица, осуществляющие пересылку, перевозку, доставку товаров при электронной торговле товарами представляют сведения по запросу налогового органа в порядке, сроки и по форме, которые утверждены уполномоченным органом. Налогоплательщик, осуществляющий электронную торговлю товарами, уменьшает исчисленный корпоративный подоходный налог на 100 процентов, данное положение применяются в случае, если доходы от осуществления электронной торговли товарами с учетом превышения суммы положительной курсовой разницы над суммой отрицательной курсовой разницы, возникшего по операциям по такой деятельности, составляют не менее 90 процентов совокупного годового дохода. Кроме того, налогоплательщики, осуществляющие деятельность по электронной торговле товарами подлежат постановке на регистрационный учет в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности. 7. Сумма штрафа по постановлению о наложении административного взыскания за правонарушения в области налогообложения, а также законодательства Республики Казахстан о пенсионном обеспечении, об обязательном социальном страховании, об обязательном социальном медицинском страховании, исполнение которого невозможно в силу истечения срока давности исполнения постановления, установленного законодательством Республики Казахстан, подлежит списанию налоговым органом с лицевого счета налогоплательщика (налогового агента) на основании решения налогового органа не позднее пяти рабочих дней с даты вынесения такого решения.  

И.о. руководителя Управления разъяснительной работы ДГД по ЮКО Раймкулов А.

Источник: http://its.1c.kz/news/454674